Российские учёные разработали автомобильное топливо, не замерзающее при -70°С.

Специалисты Томского политехнического университета (ТПУ) разработали дизельное топливо, устойчивое к замерзанию даже при -70°С. Созданная технология отличается простотой и не слишком высокой ценой, что позволит отдалённым северным поселениям и предприятиям самостоятельно обеспечивать себя топливом для транспорта и энергетики.
Специалисты разработали метод получения арктических дизельных топлив с помощью переработки на цеолитном катализаторе прямогонных дизельных фракций. Как отметили учёные, для этого применяется российский катализатор, который кратно дешевле зарубежных аналогов.
Дизельные фракции, которые получают разделением нефти, часто застывают уже при -10°С из-за Н-парафинов – веществ, которые кристаллизуются при низких температурах, и горючее перестаёт фильтроваться топливными насосами. По словам авторов,  особенность нового топлива заключается в преобразовании тяжёлых н-парафинов в изопарафины и лёгкие н-парафины.
«Наш способ переработки позволяет получать дизельное топливо, которое не застывает даже при -70°С. Важно, что для производства не требуется водородсодержащий газ: благодаря этому технология реализуема не только на крупных НПЗ, но и на малотоннажных установках на отдалённых территориях», – рассказала доцент отделения химической инженерии ТПУ Мария Киргина.
«Сегодня существуют методы получения низкозастывающих видов дизельного топлива, однако они требуют не только водородсодержащего газа, но и катализаторов с содержанием платины, что весьма недёшево. Кроме того, большая часть этих катализаторов производится за рубежом», – прокомментировала Киргина.
Производство такого топлива может быть развёрнуто непосредственно на нефтяных месторождениях для обеспечения их собственных потребностей. Для отдалённых северных территорий это особенно актуально, объяснили учёные, так как доставка топлива туда или стоит очень дорого, или просто невозможна.
Другим преимуществом предложенной технологии является высокая степень превращения сырья в полезный продукт – около 98%, рассказали учёные. По их словам, для большинства процессов нефтепереработки этот показатель составляет всего 50–70%.
Данное арктическое дизельное топливо может использоваться Арктическими комплексными аварийно-спасательными центрами МЧС России, а также пожарно-спасательными подразделениями, которые выполняют задачи в Арктической зоне Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *